Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Цели оздоровительного периода
В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии. Программа оздоровительной работы в ДОУ – это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата. Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.
Задачи оздоровительного периода
Одна общая цель помогает соориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:
Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.
Формирование положительного эмоционального настроя.
Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.
Совершенствование физических функций детского организма.
Развитие культуры движения.
Формирование потребности в физических упражнениях, гигиенических процедурах, здоровом образе жизни.
Обязательно оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.
Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ
Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:
Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки,).
Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).
Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).
Витаминотерапия (фиточай, сок, кислородный коктейль, витамины).
Работа с родителями.
План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкультурной, музыкальной, художественно-эстетической образовательной деятельности, праздников и развлечений. В них входят:
утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
физкультурные занятия;
индивидуальные игры и упражнения;
физкультурный досуг;
гимнастика после дневного сна;
игры в сухом бассейне;
интегрированные занятия на свежем воздухе;
спортивно-музыкальные праздники.
Формы оздоровительной работы в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ придерживается таких форм, как:
занятия-тренировки;
спортивные соревнования;
беседы о сохранении здоровья, строении тела;
физкультминутки;
викторины;
двигательные разминки;
экскурсии;
праздники, досуги, спартакиады.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС может принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.
Закаливающие мероприятия
Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий. При этом важно учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка. Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:
воздушные ванны;
обливание ног и рук прохладной водой;
закаливающая гимнастика после дневного сна;
ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
полоскание рта после еды.
Основные принципы закаливания – регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик, то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное – положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.
Коррекционные мероприятия
Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог.
Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:
Коммуникативные игры.
Артикуляционная гимнастика.
Логоритмические упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
Игры на релаксацию.
Фонетическая ритмика.
Ритмопластика.
Ортопедическая гимнастика.
Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект – сделать лучше других.
Профилактические мероприятия
К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:
Гимнастика для глаз.
Самомассаж.
Точечный массаж.
Арт-терапия.
Музыкотерапия.
Сказкотерапия.
Психогимнастика.
Игротренинги.
Кинезотерапия.
Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения.
Работа с родителями
План летней оздоровительной работы в ДОУ включает в себя работу с родителями. Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют информационные стенды, папки-передвижки, на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков. Хорошо в летний период использовать экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.
Особенности летнего периода
В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения. Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями). Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.
Организационные моменты работы
В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечнососудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.
Главное в работе педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.